Важным шагом на пути распространения и коммерческого применения ГЛОНАСС в России и мире стало образование Некоммерческого партнерства «Содействие развитию и использованию Основным направлением следующего этапа становится обеспечение глобальной экспансии ГЛОНАСС-технологийнавигационных технологий». НП «ГЛОНАСС» объединило ведущих игроков на рынке телекоммуникации и геоинформационных услуг. О первых итогах работы этой структуры, о реализации масштабных проектов, связанных с технологиями ГЛОНАСС в интервью «ВГ» рассказал президент Некоммерческого партнерства "ГЛОНАСС» Александр ГУРКО.
- Александр Олегович, можно считать, что 2012-й год стал для ГЛОНАСС важным шагом на пути все более широкого применения?
- Этот процесс активно начался в 2007-2008-м годах и постепенно набирал обороты. В прошлом году работа продолжалась с большой интенсивностью. У нас есть статистика замещения GPS-оборудования на двухсистемное ГЛОНАСС/GPS-оборудование. Данные показывают, что начиная с 2009-го года 70-80% выпускаемого навигационного оборудования было двухсистемным.
- Речь о профессиональном навигационном оборудовании?
- Да, о профессиональном оборудовании. Идет нормальный процесс распространения технологий от спецприменений, то есть из военной сферы, к профессиональным гражданским применениям и проникновению на потребительский рынок.
- Образно говоря, ГЛОНАСС спустился из космоса на землю. Я имею в виду, что мы перестали уделять основное внимание обсуждению состояния орбитальной группировки, практически о ней не говорим. Потому что она наконец-то сформировалась и функционирует в штатном режиме.
- В этом смысле да, группировка сформирована.
- Теперь основное внимание – развитию широкого рынка навигационных услу?. Хотя, наверное, и о развитии группировки забывать нельзя?
- Да, сейчас можно сказать, что применение ГЛОНАСС-технологий у нас в стране стало более широким, и ГЛОНАСС/GPS-оборудование появилось на потребительском рынке. С точки зрения приоритетов развития самой системы ГЛОНАСС мы действительно говорим о том, что необходимо усиливать прикладную составляющую. В том числе, учесть это требование в рамках Федеральной целевой программы «ГЛОНАСС», где сейчас 90% средств идет на орбитальную группировку. Но забывать о космическом сегменте в самом деле нельзя.
Еще очень важный момент, о котором мы всегда говорили - это наличие глобальной конкуренции с Galileo и с BeiDou.
Сейчас в России стартовали несколько очень важных проектов в части применения навигационных технологий. Например, проект «ЭРА-ГЛОНАСС». Соответствующая нормативная база под этот проект формируется, инфраструктура создается, до конца года будет создана.
Другие проекты связаны с применением ГЛОНАСС и GPS в системе тахографического контроля транспортных средств, системе взимания платежей с большегрузных автомобилей, системах мониторинга ведомственного, отраслевого транспорта, а также с внедрением спутниковых навигационных технологий в регионах, расположенных в стратегических транспортных коридорах.
Есть еще проекты, связанные со страхованием ответственности автоперевозчиков, ОСАГО, КАСКО, практикой применения европротокола для физических лиц.
Все, что я перечислил, это крупные проекты, которые дают эффект масштаба, резкого роста применения ГЛОНАСС на территории России. Многие из них уже находятся в стадии реализации. Пусть и с некоторыми сложностями, которые, наверное, неизбежны в новом деле, эти проекты запущены, они реализуются. Так или иначе, большая часть из них выйдет в полномасштабную фазу реализации к 2014-2015 годам. То есть достаточно быстро. Налицо большое ускорение. Особенно, если учесть, что формирование проектов в основном началось год-два назад.
Мы считаем, все, что возможно сделать в рамках Российской Федерации для масштабирования применения ГЛОНАСС, делается и будет сделано в ближайшие годы. В связи с этим основным направлением следующего этапа становится обеспечение глобальной экспансии ГЛОНАСС-технологий, ГЛОНАСС-применений. То есть, выход за пределы России. И эти процессы необходимо запускать параллельно. Потому что нас ждет непосредственная конкуренция с другими системами, например, Galileo и BeiDou.
Таким образом, мы видим для себя задачу 2013 года, с одной стороны, в максимальном ускорении реализации проектов на территории России, а с другой - в параллельном создании условий для выхода технологий ГЛОНАСС на рынки Индии, Бразилии, Ближнего Востока и СНГ. Вот это стратегические задачи 2013-го года.
Мы считаем, что это решение является тоже критически важным для технологии ГЛОНАСС. Мы не можем позволить себе, чтобы глобальная технология ГЛОНАСС осталась локальной и жила только в России.
- То есть ГЛОНАСС должен активнее выходить за пределы России и СНГ?
- Да, стратегически у нас задачи такие. Тактические задачи - это реализация всех внутрироссийских проектов, о которых я сказал.
- Какие перспективы ГЛОНАСС вы связываете с такими странами, как Индия или Бразилия? Что мы им можем предложить?
- Мы исходим из того, что у крупных развивающихся стран, к которым относятся Бразилия, Индия, Россия и Китай, стоящий немного особняком, существует одна и та же проблема масштабирования своих технических решений и технологических достижений, инноваций, как сейчас модно говорить.
Например, у нас с тем же ГЛОНАССом возникает потребность достижения эффекта масштаба. Даже если мы с вами реализуем на территории России все крупные проекты, которые мы перечислили, мы получим рынок в несколько миллионов устройств в год. Притом, что крупнейшие мировые компании, ведущие мировые дизайн-центры, такие как «Квалком», «СТ электроникс», CSR, производят десятки, сотни миллионов устройств ежегодно. Разные типы устройств.
Почему им удается обеспечить такие масштабы? Потому что они работают на весь мир. И такие масштабы производства позволяют развивать технологии и переходить на новые, более современные технологические решения. Позволяют удешевлять эти решения и так далее. Поэтому для нас является очень важным достижение этого масштаба за счет внешних рынков. Это касается Индии, Бразилии и России.
Мы хотим предложить в этом году выйти с инициативой о создании некого общего межнационального технологического комитета или технологической рабочей группы для помощи стран друг другу, для взаимного открытия рынков сбыта под соответствующие национальные технологии.
- С участием Китая или без него?
- Без Китая. Потому что Китай живет по своим законам. Он уже давно стал глобальным игроком и работает на весь мир. При этом китайские производители имеют и колоссальный внутренний рынок. Россия, Бразилия, Индия, обладая собственными технологическими кадрами, инженерными школами и серьезными научно-техническими наработками, имеют все-таки при этом довольно ограниченное присутствие на зарубежных рынках. Из всех этих стран самый большой внутренний рынок у Индии, но при этом он же и самый неразвитый с точки зрения технологий.
Наиболее продвинутым и сбалансированным с точки зрения наличия собственных технических наработок и развитости рынка сбыта является рынок Бразилии. Россия имеет очень серьезную научно-техническую базу, но при этом очень маленький, по отношению к другим странам БРИК, внутренний рынок сбыта. Поэтому взаимное открытие рынков позволило бы каждой из наших стран сильно продвинуться в плане научно-технического прогресса в конкретных национальных технологиях. То есть, условно говоря, если нам будут помогать индийское и бразильское правительства в продвижении наших технологий в своих странах, конечно, процесс пойдет гораздо более активно, чем сейчас. Сегодня мы пытаемся эволюционным путем зайти на эти рынки. Можно на это еще десятилетия потратить, прежде чем мы там займем существенную долю.
- Насколько я понимаю, подготовительная работа по созданию благоприятных условий проникновения ГЛОНАСС на зарубежные рынки ведется давно?
- Мы ведем подготовку давно. Инициируем конкретные проекты в Индии, хорошо знаем рынок Бразилии, многих других стран. В сфере научно-технического сотрудничества много говорят о технологиях и о совместных разработках. Но при этом часто речь идет о сотрудничестве лишь между государственными организациями. В большинстве случаев такой подход не дает результатов. Наверное, и потому, что в процесс не вовлечены бизнес-структуры, заинтересованные в продвижении продукции. Редко когда совместные разработки масштабно внедряются в тех странах, которые участвовали в их создании. Поэтому, на наш взгляд, «раскручивать» эту тему нужно именно с взаимного открытия рынков сбыта и стимулирования использования технологий друг друга. В том числе и совместных разработок.
- В Индии, Китае, Бразилии есть определенные опасения, как в бизнес-кругах, так и в административных, в отношении зависимости от американских навигационных технологий. Они хотели бы иметь им некую альтернативу?
- Это правильно. С другой стороны, посмотрите: в мире доминируют три основных технологических кластера - американский, европейский и китайский. Доминируют они, в первую очередь, потому, что имеют колоссальные рынки сбыта своих технологий, решений. То есть, любой передовой продукт, который появляется в компаниях этих стран, моментально находит распространение на глобальном рынке, своего потребителя по всему миру.
Почему все едут в Тайвань, в Китай за продукцией микроэлектроники? Потому что там меньше всего она стоит, созданы условия для разработки и производств микроэлектронных компонентов. И все, что там создается, сразу получает мировое распространение. Вот нам необходимо хотя бы на уровне наших трех стран – России, Индии, Бразилии - обеспечить такой эффект масштаба. Чтобы любая разработка, любой продукт, который появляется в одной из наших стран, имел возможность найти своего потребителя на рынке партнера.
Причем, моментально, в короткие сроки. В этом смысле конкурировать с технологиями, с продуктами, которые появляются в Америке, Китае, Европе невозможно ни при каких условиях, если у вас нет хотя бы сравнимого эффекта масштаба. Это абсолютно бесполезно.
- То есть, сейчас надо готовить базис для прорыва?
- Да, причем это вопрос не только технологический. Вы можете сделать замечательный продукт, замечательную разработку, которую просто не сможете тиражировать и поддерживать соответствующую экономику бизнеса, если у вас не достаточен рыночный сбыт. И она либо умрет, либо будет куплена компаниями из трех названных кластеров. Посмотрите, какова стоимость технологических компаний в этих странах, как оценивает их рынок, какие у них обороты. Мы просто лилипуты по сравнению с этими компаниями.
Рассчитывать, что в течение двух-трех лет эволюционным путем наши ведущие фирмы станут конкурентоспособными по отношению к американским, китайским и европейским компаниям - это просто утопия.
Капитализация компании «Квалком» больше 100-120 миллиардов долларов. Она производит в общей сложности около миллиарда чипов ежегодно. Это просто фантастика. Естественно, они опираются на сбыт готовых изделий - сотовых телефонов, смартфонов, которые распространяются по всему миру.
- Прошедший год был знаковым не только с точки зрения распространения ГЛОНАСС-технологий. В 2012 году образован новый федеральный оператор - Некоммерческое партнерство «ГЛОНАСС». Какой структурой и функционалом оно располагает?
- Партнерство было определено федеральным системным оператором. В этой работе мы опираемся на опыт наших партнеров. Перечислять их не буду, они хорошо известны. На наш взгляд, сформирована сильная дееспособная структура в виде аппарата партнерства. Это около тридцати сотрудников, которые имеют большой опыт работы в данной области. И естественно, мы опираемся на компетенцию наших партнеров. Создано несколько профильных комитетов по таким направлениям деятельности, как разработка нормативной базы в области взаимодействия с международными автопроизводителями, страховыми компаниями и так далее.
В состав комитетов входят представители и самого Некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС», и всех его членов. По каждому направлению ведется очень активная работа. Несколько раз в месяц комитеты собираются, вырабатывают общую техническую политику, планы действия по выходам на различные рынки, по формированию нормативной базы и так далее.
В партнерство вовлечены крупнейшие телекоммуникационные компании и Ассоциация «ГЛОНАСС/ГНСС-форум», в которую, в свою очередь, входят практически все основные игроки рынка навигационных услуг. С учетом этого мы считаем, что те решения, которые вырабатывает партнерство, отражают позицию игроков этого рынка с одной стороны, с другой - позицию государственных органов управления по формированию и регулированию рынка навигационных услуг.
Такая форма, статус и полномочия федерального сетевого оператора, на наш взгляд, являются оптимальными. И как некоммерческая организация партнерство свои функции выполняет. Прошлый год ушел частично на становление организации, и в этом году мы просто продолжим свою работу.
Подробный отчет о нашей деятельности сделан Минтрансу в соответствии с постановлением правительства о федеральном сетевом операторе.
- С участниками рынка у партнерства «ГЛОНАСС» складываются нормальные отношения?
- Какие-то вопросы всегда есть и будут. Это нормально. Мы к этому относимся с пониманием. Мы со всеми участниками рынка, кто этого хочет, находимся в диалоге. И чем можем, помогаем, слышим всех, кто внятно что-то высказывает. Дело в том, что рынок становится более цивилизованным, более зрелым. Поэтому на нем определилось уже некое количество лидеров. Так же к этому рынку проявили интерес крупнейшие компании, работающие в сфере высоких технологий. Поэтому рынок в какой-то степени фиксируется, цементируется уже явными лидерами, которые пытаются естественным образом формировать правила игры в своих интересах.
- Правила игры устраивают всех?
- Наверное, нет. Есть недовольство новых игроков, которые выходят на рынок навигационных устройств и услуг, и хотят расчистить себе тоже поляну, возможность развернуться. Идет нормальный процесс отбора. При этом этот процесс позволяет отсеивать слабых и выбирать сильнейших. Постоянно возникают компании, недовольные какими-либо правилами игры, или нормативной базой, или возможностями, которые появляются в рамках партнерства, которые до них не доходят. Но при этом не все из этих недовольных выживают в конкурентной борьбе. Поэтому идет нормальная селекция сильнейших.
Мне кажется, удачный примером того, что на этом рынке всем хватает места, является проект «ЭРА-ГЛОНАСС». Он очень показательный. Сейчас все, кто занимается реализацией этого проекта, работают со всеми игроками рынка по созданию терминалов. Со всеми сильными игроками, понимаете?
Еще раз хочу сказать, что мы работаем с компаниями, которые доказали свое право на существование на этом рынке. К сожалению, мы не можем реагировать на все запросы, вопросы и недовольства, которые возникают.
- Но мониторинг игроков все равно проводится? Ведь, наверное, бывают слабые компании, но с интересными идеями...
- Мы поддерживаем компании, которые занимаются разработкой новых продуктов или выходят на новые рынки, в том числе и на глобальные. Мы понимаем, что здесь необходима консолидация усилий. Недовольные всегда есть и будут. Правила игры формируются, коррелируются, актуализируются постоянно. Это бесконечный процесс. Меняются старые правила игры под воздействием либо государственных органов исполнительной власти, либо под воздействием игроков рынка.
Мы стараемся эти вопросы аккумулировать, оценивать и давать рекомендации, в том числе и федеральным органам власти по нормативной базе, в частности. Обычно любое изменение нормативной базы бывает вызвано во многом инициативой как раз игроков, участников этого рынка. Не всегда нормативные акты, которые выходят в итоге, удовлетворяют некоммерческое партнерство, и в нашем лице игроков рынка. Но мы всегда стараемся найти компромисс с органами исполнительной власти при формировании правил игры.
- Самым амбициозным навигационным проектом в России является, безусловно, «ЭРА-ГЛОНАСС». На каком этапе он находится? Существуют ли задержки, опасность переноса даты его запуска, до которой осталось около 300 дней.
- Проект реализуется в соответствии с графиком, с картой проекта, которая была утверждена комиссией по модернизации экономики Российской Федерации. До конца года мы должны развернуть систему в промышленную эксплуатацию. Сейчас идет процесс контрактации, кооперации. И параллельно формируется нормативная база под эту программу. В ближайшее время мы надеемся, коллегия евразийской экономической комиссии, утвердит технический регламент Таможенного Союза по «ЭРА-ГЛОНАСС».
Это очень важно. В рамках технического регламента утверждается этапность оснащения разных видов транспорта в странах Таможенного Союза, а также требования к этой системе. Этапы расписаны по годам, с 2014-го по 2017-й годы включительно.
Формируется и техническая нормативная база, идет обсуждение соответствующего закона, принимаются ГОСТы и так далее.
Кроме того, создается инфраструктура виртуального оператора, получена лицензия. Мы в процессе получения кодонумерации, что необходимо для эксплуатации системы и выполнения операторских функций. Отлажено нормальное взаимодействие с Минтрансом, идет гармонизация всех технических требований. Проводятся совместные учения, запущены пилотные зоны, реализуются трансграничные проекты. Вся эта работа ведется. Мы надеемся, что с 2014-го года система начнет постепенно внедряться в разные виды транспорта.
- Не приходится сталкиваться с проблемой недостаточной информированности руководителей различного уровня о возможностях ГЛОНАСС-технологий? Такое ощущение, что очень многие не знают, как их применять?
- Все, что можно делать в плане ликбеза по спутниковой навигации, мы делаем. Проводим форумы, конференции. Наверное, надо больше сейчас идти в регионы. Большая надежда и на СМИ. Поднимите вопрос по формированию позитивного имиджа технологии ГЛОНАСС в России и в мире. Этот вопрос надо осветить. Потому что больше всего вреда мы наносим себе сами. К примеру, весь прошлый год прошел под большим информационным негативом о каких-то астрономических суммах хищений по программе «ГЛОНАСС». Мы замучились оправдываться перед зарубежными партнерами, российскими пользователями, объясняя, что ГЛОНАСС работает, что в развитие системы вложены огромные деньги, которые уже начинают приносить отдачу.
Эта проблема становится одной из ключевых - формирование позитивного образа, позитивного имиджа системы ГЛОНАСС И это реально становится проблемой с точки зрения позиционирования этих технологий в России и в мире, с точки зрения привлечения интеллекта в эту область. Потому что становится тяжело привлекать новых специалистов, сотрудников, инженеров для работы в этой сфере.
Беседовал Константин Крейденко